Особенности российской студенческой эмиграции

27.10.2016

За последние двадцать лет тема международной учебной миграции становится все актуальнее, как с практической точки зрения, так и с научной. Выезд заграницу с целью получения высшего образования уже не кажется чем-то недосягаемым, возможным только для людей с выдающимися академическими успехами. Сегодня распространение информации о данном виде перемещения и увеличения числа каналов образовательной миграции (программы студенческого обмена, стажировки, гранты для обучения за рубежом) способствуют активизации выезда молодежи за границу, в том числе российской. По данным Института статистики ЮНЕСКО число студентов во всем мире, обучающихся заграницей, выросло более чем на 50% за тринадцатилетний период с 2000 г. по 2013 г. (с 2 млн. человек до 4,6 млн.) (рис.1). С увеличением миграционных учебных потоков, увеличивается и количество стран, вовлеченных в международный образовательный рынок. Россия, на данный момент, находится на стадии интеграции в него. По данным на 2014 г. она входит в первую десятку стран принимающих международных студентов, занимая 6 место (3% мирового распределения) наряду с такими странами как США (19% всех международных студентов), Великобритания (10%), Франция (6%), Австралия (6%), Германия (5%), Япония (3%) [7]. Конечно, национальная структура студентов-иммигрантов пока еще тесно связана со странами СНГ, однако Азиатский регион активно налаживает партнерство с Россией в сфере образования и является сегодня донором международной учебной миграции. Если вам приходится много разговаривать и при этом совершать звонки на номера разных операторов, стоит купить смартфоны с двумя сим картами. Вам не придется носить несколько телефонных аппаратов, такой телефон отлично справится с поставленной задачей.

Учебная миграция имеет целый ряд положительных последствий для стран реципиентов миграционных потоков: это «омолаживание» населения, увеличение численности трудоспособного населения, а также высококвалифицированных специалистов на рынке труда; это стимул для культурного обмена и появление конкурентной среды для развития национальной системы образования. Совокупность данных эффектов, несомненно, вызывает социально-экономическую отдачу. Однако, при всей значимости явления учебной миграции, она остается недооцененной в нашей стране, о чем говорит асимметрия потоков международных студентов между развитыми странами и Россией.

Такое явление как российская студенческая эмиграция слабо изучено в виду определенных сложностей сбора статистических данных, а та информация, которая существует, требует актуализации. Целью данного исследование является выявление особенностей и тенденций эмиграции студентов из России, а также изучение характера социальных связей российских студентов в процессе обучения. В ходе работы были выявлены факторы выбора студентами стран-дестинаций и региональные особенности исходящей студенческой мобильности. Для этого были использованы метод факторного анализа, для определенных случаев была посчитана гравитационная модель. Результаты представлены в виде карт и других графических изображений. Для более полного представления о данном явлении было проведено 50 глубинных интервью с русскими студентами, обучающимися за рубежом. По результатам качественного анализа результатов интервьюирования эмигрантов были выявлены их поведенческие установки и особенности социальных связей, которые позволяют прогнозировать дальнейшую динамику развития такого явления как российская студенческая эмиграция.